четверг, 21 ноября 2013 г.

Олимпиада по русскому языку 9 класс


Какой научный труд (укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов?
 
Лев Владимирович Щерба 
Александр Афанасьевич Потебня
Алексей Александрович Шахматов
Михаил Васильевич Ломоносов
Дмитрий Николаевич Ушаков

("Российская грамматика" - 1, "Толковый словарь русского языка" - 2, "Курс истории русского языка" - 3, "О частях речи в русском языке" - 4, "Мысль и язык" - 5). (4 б.)

Как в русском языке выражается категория времени. Приведите примеры. 
Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого. 
Слова простой и простой - омонимы. Как можно догадаться, какой смысл имеется в виду? 
Лисичка по отношению к лиса - это словообразование или словоизменение? Докажите. 
Слова каких частей речи употреблены в предложении? Должен поскорее запрячь тройку порезвее. 
Подчеркните грамматические признаки каждого из предложений. Обозначьте члены предложения. 

Домик над рекою. В окнах - огонек.
Простое предложение. Простое предложение.
Односоставное. Односоставное.
Двусоставное. Двусоставное.
Полное. Полное.
Неполное. Неполное.
Расставьте знаки препинания, начертите схему (схемы) предложения.
Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой особенно если поблизости лежал кусок хлеба и можно было читая про завтрак знаменитых путешественников пощипать мякоть и отправляя ее понемножку в рот воображать что угощаешься мясом кенгуру и прочими чудесами которых сроду не только не пробовал но даже и не видывал.
Сделайте лингвистический анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус", используя элементы литературоведческого анализа.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1) Является ли это стихотворение пейзажно-символическим? Докажите правильность своего ответа.
2) Какое мироощущение (сентиментальное, романтическое, реалистическое) выражено в стихотворении? Обоснуйте свое мнение.
3) Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор для изображения картины моря и паруса в нем? На каких свойствах языка они основаны?
4) Какова реакция поэта? Что Вам дало возможность ее почувствовать?
5) Определите роль повторов - контрастов, слова "счастие", роль глаголов движения.
6) Что означает счастие для Лермонтова?
Напишите 2 миниатюры на одну из заданных тем в научном и художественном стилях. Темы: "Вдохновение", "Творчество", "Судьба", "Учитель".



 Ответы олимпиады по русскому языку 9 класс

1.
Л. И Щерба - 4
А. А. Потебня - 5
А. А. Шахматов - 3
М. В. Ломоносов- 1
Д. Н. Ушаков - 2
Формы категорий времени свойственны изъявительному наклонению глагола и причастиям. В изъявительном наклонении категория времени представлена: формой настоящего времени несов. и сов. вида, полностью совпадающей с формами лица (пишу, никак не напишу); формой прошедшего времени для обоих видов (писал, написал) и двумя формами будущего времени (напишу, буду писать).
Толсто'го и то'лстого.
[т алсто'ва] [то'лстава]
Просто'й. Простая задача. (Не трудная...)
Просто'й. Борьба с простоями машин. (Вынужденное бездействие). Надо употребить слово в тексте (контексте).
Это - словообразование.
Лиса (лисица) - хищное млекопитающее из семьи собачьих с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Уменьш.-ласк. ли'сонька.
Лисица - уменьш. лисичка.
Лисичка -1. см. лисица 2. Съедобный гриб желтого цвета.
Слова могут иметь разные значения.
кр.пр.,
в знач. сказ. нар. глаг. сущ. прил.
Должен поскорее запрячь тройку порезвее.
Домик над рекою. В окнах - огонек.
Простое предложение. Простое предложение.
Односоставное. Односоставное.
Двусоставное. Двусоставное.
Полное. Полное.
Неполное. Неполное.
1) Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой, 2) особенно если поблизости лежал кусок хлеба и 3) можно было, читая про завтрак знаменитых путешественников, пощипывать мякоть и, отправляя ее понемножку в рот, воображать, 4) что угощается мясом кенгуру и прочими чудесами, 5) которых, сроду не только не пробовал, но даже и не видывал.
"Парус" - пейзажно-символическос стихи ширение Лермонтова
(1832). Стихотворение можно рассматривать как своего рода
предельное выражение романтического мироощущения (и поэтики)
Лермонтова.
Поэт в первых двух строках каждой строфы дает меняющуюся картину моря и паруса в нем, а в двух последних - реакция поэта, который и пытается разгадать тайну судьбы паруса, и сочувствует ему, и оценивает выбранный им путь.
Изображенная во второй строфе буря ("Играют волны, ветер свищет") не приносит парусу избавления от неудовлетворенности существования.
Парус не ищет счастья - ибо как нет его в гармоничной умиротворенности стихни, так нет его и в буре.
В "Парусе" открыта трагедия вечного несогласия.
Для стих. характерна резко подчеркнутая система повторов - контрастов.
Двукратный повтор выделяет слово "счастие".
Счастье для Л., по-видимому, неопределимо через какую-то вне его находящуюся и конкретно достижимую цель.
Многими русскими читателями "Парус" воспринимается как выражение свободолюбивых настроений"


Комментариев нет:

Отправить комментарий